Плутовско́й рома́н - одна из ранних форм европейского романа (XVI-XVIII вв.), зародившаяся в Испании (анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса», «Хромой бес» Л. Велеса де Гевары, «История Жиль Блаза из Сантильяны» А. Р. Лесажа). Повествует о похождениях ловкого пройдохи, авантюриста, обычно выходца из низов или деклассированного дворянина.
* * *
ПЛУТОВСКОЙ РОМАН - ПЛУТОВСКО́Й РОМА́Н, одна из ранних форм европейского романа (16-18 вв.), зародившаяся в Испании (анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса» (см. ЛАСАРИЛЬО С ТОРМЕСА)). Повествует о похождениях ловкого пройдохи, авантюриста, обычно выходца из низов или деклассированного дворянина.
* * *
ПЛУТОВСКО́Й РОМА́Н, укоренившееся в 19 веке обозначение центрального жанра испанской прозы «золотого века» (см. ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе)) - «пикарески» (la picaresca: от «пикаро»-picaro: прихлебатель, пройдоха, ловкач одна из ранних форм европейского романа 16-18 вв.). Положила начало плутовскому роману анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса» (см. ЛАСАРИЛЬО С ТОРМЕСА) («Жизнь Ласарильо де Тормес»); в более широком значении слова - вообще повествование, в котором изображаются похождения героя-плута: к такого рода текстам можно отнести множество произведений мировой литературы и даже фольклора: от арабских макам (см. МАКАМ) и немецких народных повестей о Тиле Ойленшпигеле (переосмысленных впоследствии Ш. де Костером (см. КОСТЕР Шарль де)) до дилогии Ильфа и Петрова (см. ИЛЬФ Илья и ПЕТРОВ Евгений) об Остапе Бендере.
Герой плутовского романа
Образ плута генетически связан с трикстером - одной из ключевых фигур мифологий всех народов мира, что объясняет его распространенность в мировой литературе. Критики 19 в. пренебрегли тем, что далеко не все «пикарески» являются собственно «романами»: во многих из них сатирико-обличительное и риторико-дидактическое начало преобладает над повествовательным. «Внутренняя жизнь» героя «плутовского романа» остается абсолютно вне сферы художественного изображения. «Школа жизни», которую герой-пикаро проходит по мере развертывания сюжета это - своего рода «антивоспитание», в результате которого рождается антиличность, человек, выстраивающий свое «я» с оглядкой на общественное мнение, приспособившийся к поведенческим шаблонам нравственно деградировавшего общества. Пикаро как герой жанра - наглядное опровержение ренессансной идеализации человеческой природы и природы в целом, равно как и ставки реформаторов церкви на «человека внутреннего», на личностную веру вне обряда и ритуала.
Отталкиваясь от «Ласарильо»
Прообраз «пикарески» - анонимная повесть «Ласарильо с Тормеса», сохранившаяся в трех изданиях 1554 и написанная, по всей видимости, в начале 1550-х годов. В этой повести смоделирована та повествовательная структура, которая ляжет в основу большинства образцов жанра. Ее характерные черты: повествование, ведущееся от первого лица, от лица самого героя; пикаро-повествователь, пикаро-действующее лицо, а также автор произведения обладают относительно самостоятельными точками зрения, на игре которых и строится художественное целое плутовского романа; сюжет «пикарески» развертывается как серия произвольно нанизываемых друг на друга эпизодов-похождений героя, заключенных, в жесткую рамочную конструкцию (письмо пикаро, имеющее некоего адресата, его речь-исповедь или чаще всего проповедь, адресованная определенному слушателю). Таким образом, композиция «пикарески» основана на парадоксальном сочетании «закрытости» и «открытости»: пикаро ведет рассказ о своей жизни с момента своего рождения и до времени, к которому приурочено повествование, что предполагает возможность его продолжения; большую роль в плутовских романах играют «прологи», включающие текст пикарески в ситуацию непосредственного общения автора и героя с читателем, которая в одно и то же время монологична и диалогична. Пикаро-повествователь претендует на право быть носителем последней правды о мире, но авторская ирония и активность читателя размывают монологический строй плутовской проповеди.
Многоликость героя
Способность менять свой внутренний облик (протеистичность) - характерная черта пикаро: на протяжении повествования он выступает в разных ролях и обличьях (самая расхожая - «слуга многих господ»); его оценки описываемого также двоятся, так как герой-рассказчик нередко исповедует (или думает, что исповедует) иную нравственность, нежели герой рассказа (нередко герой рассказывает о своей прошлой греховной жизни, пережив религиозное просветление). Столь же протеистичен и сам жанр, активно взаимодействующий с самыми разными жанровыми традициями: с житийной литературой (плутовской роман, по мнению Г. Д. Гачева (см. ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич), - своего рода «антижитие»), с исповедью (в истоках пикареска - спародированная исповедь), с проповедью, новеллой, менипповой сатирой (см. МЕНИППОВА САТИРА), и т. д. Поэтому вокруг условного жанрового «ядра», образуемого классикой жанра - «Ласарильо с Тормеса», «Гусман де Альфараче» (1599-1604) Матео Алемана (см. АЛЕМАН-И-ДЕ-ЭНЕРО Матео) и «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» («Бусконом»,1604-1609, опубликована 1626) Франсиско де Кеведо (см. КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС Франсиско) располагаются тексты, в той или иной сдвигающие плутовское повествование к иным жанровым образованиям.
По законам жанра
Нарушения жанрового канона «пикарески» сводятся в основном: к отказу от повествования от первого лица (например, в романах Кастильо-и-Солорсано (см. КАСТИЛЬО-И-СОЛОРСАНО Алонсо де), представляющих по сути заключенные в плутовское обрамление сборники новелл); к использованию формы стилизованной, то есть заведомо вымышленной плутовской автобиографии для развертывания подлинного автобиографического повествования («История жизни и деяния Эстебанильо Гонсалеса», 1643); к замене героя-пикаро - человека, не просто низкого, но «дурного» происхождения, безнадежно стремящегося выбиться в люди, вынужденного под давлением обстоятельств плутовать и совершать нечестные поступки. Таким персонажем в какой-то степени является и маленький Ласарильо (в отличие от Ласаро-рассказчика), обманывающий своих хозяев, чтобы не умереть с голоду. Таковы герои романов Висенте Эспинеля («Жизнь Маркоса де Обрегон», 1618), Херонимо Алькала Яньеса-и-Риберы «Красноречивый послушник Алонсо, слуга многих господ» (1624-1626).
Развитие плутовского романа
Само слово «пикаро» появляется впервые в романе Матео Алемана, существует мнение, что история жанра начинается именно с «Гусмана де Альфараче». Лишь успех его романа пробудил интерес издателей и читателей к практически не переиздававшейся на протяжении второй половины 16 в. повести о Ласарильо и подвиг многих к сочинению похождений плутов, рассказываемых ими самим. Первые авторы плутовских романов (Грегорио Гонсалес в «Побирушке Онофре» (1604), Франсиско Лопес де Убеда в «Плутовке Хустине», 1605, Кеведо в «Бусконе») пародируют роман Алемана или полемизируют с его создателем, оставаясь, тем не менее внутри складывающегося жанра. Подлинно-содержательный и принципиально-творческий спор с Алеманом ведет Сервантес (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де) во второй части «Дон Кихота».
Особую серию «пикаресок» представляют повествования, героинями которых выступают женщины-«пикарессы» (романы Лопе де Убеды, А. дель Кастильо Солорсано, «Дочь Селестины или изобретательная Елена», 1612, Алонсо Херонимо де Саласа Барбадильо).
Под влиянием плутовского романа
К середине 17 века история испанской «пикарески» завершается. Но многие жанровые новации и приемы ее авторов в том же веке становятся достоянием иных национальных литературных традиций («Симплициссимус» Гриммельсхаузена (см. ГРИММЕЛЬСХАУЗЕН Ханс Якоб Кристоффель)) будут унаследованы романистами 18 и последующих веков (Лесажем (см. ЛЕСАЖ Ален Рене), Мариво (см. МАРИВО Пьер), Прево (см. ПРЕВО аббат), Дидро (см. ДИДРО Дени), Дефо (см. ДЕФО Даниель), Филдингом (см. ФИЛДИНГ Генри), Смоллеттом (см. СМОЛЛЕТТ Тобайас Джордж), Теккереем (см. ТЕККЕРЕЙ Уильям Мейкпис), Диккенсом, (см. ДИККЕНС Чарлз) Гоголем (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) и др.). При этом сюжетно-композиционная схема плутовского романа, в особенности повествование от первого лица, будет использоваться и в очень далеких от «пикарески» разновидностях романа.